Авария на беспилотном авто: кто виноват и что говорит закон

Автономные транспортные средства еще не получили широкого распространения на наших улицах, но испытательные экземпляры периодически встречаются на дорогах. Современные технологии пока далеки от совершенства, поэтому лучше избегать близости с беспилотниками, ведь происходят непредсказуемые ситуации

Беспилотные транспортные средства еще не получили широкого распространения на наших улицах, но испытательные экземпляры периодически встречаются на дорогах. Современные технологии пока далеки от совершенства, поэтому лучше избегать близости с беспилотниками, ведь происходят непредсказуемые ситуации.

Антон Палюлин, руководитель юридической фирмы «Палюлин и Партнеры», отметил, что вопросы ответственности в таких ситуациях регулирует действующее законодательство наряду с разрабатываемыми нормативными актами. Проект специальной правовой базы для беспилотных автомобилей был запланирован к введению в сентябре 2025 года, но принятие задерживается ввиду потребности в дальнейшей доработке документа.

Тем не менее, уже сейчас можно определить главные принципы установления виновной стороны. Основным ответственным лицом при ДТП с беспилотником признается владелец транспортного средства — как физлицо, так и организация, на которое транспортное средство зарегистрировано.

Эксперт ссылается на проект постановления Минтранса РФ, который фиксирует это положение. Однако владелец может освободиться от ответственности, если докажет наличие форс-мажорных обстоятельств или умышленные действия пострадавшего.

Если причиной аварии стали технические недостатки автомобиля, ответственность возлагается на производителя. Если же авария произошла из-за дефектов технического обслуживания, отвечать будет соответствующий сервис-центр или дилер.

Отдельный случай — аварии, вызванные сбоем в управлении автопилота, тогда виновным становится оператор удаленного контроля, отвечающий за эксплуатацию транспортного средства.

Процедура оформления таких ДТП имеет ряд особенностей:

  • в отличие от стандартных аварий, оформить инцидент по упрощенной схеме (Европротокол) нельзя — обязательным условием является вмешательство сотрудников Госавтоинспекции.
  • Страховые компании смогут получать доступ к параметрам движения беспилотника через специальное устройство («черный ящик»).
  • Обязательное требование — постоянное обновление программного обеспечения автомобиля, иначе страховая компания может выдвинуть регрессивные претензии к владельцу.

Пока специализированный закон о беспилотных транспортных средствах не вступил в силу, судопроизводство в таких делах руководствуется общим Гражданским кодексом РФ и Правилами дорожного движения. В настоящий момент ясно, что владельцы беспилотных автомобилей принимают на себя повышенный риск, а страховые компании получают новый инструмент для возмещения убытков.

Если авария произошла из-за неисправности автоматической системы управления, пострадавший имеет право взыскать возмещение ущерба как с собственника беспилотника, так и с разработчика управляющей системы, что существенно повышает вероятность полной компенсации ущерба. Об этом пишет Тарантас Ньюс

Ранее ИА «Кулик» писал про то, что на сочинских пляжах тень сделали платной.