Второй квартал 2023 года ознаменовался усилением тревоги среди россиян, основными источниками страха стали диверсии на территории РФ, мятежи и нашествие непарного шелкопряда.
Эти данные приведены в докладе «Национальный индекс тревожностей. КРОС», который составила коммуникационная компания. Интересно отметить, что тревожность связанная с диверсионной деятельностью уже второй квартал подряд занимает лидирующую позицию в рейтинге.
В апреле—июне диверсии вызывали самый большой страх у россиян. В начале года уровень тревоги, связанный с этой темой, составлял 683,4 медиаюнга, а к концу второго квартала этот показатель вырос до показателей в 1584,8 единиц.
Исследователи определяли тревожность россиян на основе анализа новостных и социальных медиа. Суммарный индекс тревожности отражает масштаб популярности определенной темы, а индекс «приживаемости» показывает, насколько сильно она волнует интернет-пользователей.
Если проблема активно обсуждается в СМИ, но не вызывает реакций в соцсетях, она считается «псевдострахом».
Основным событием, повлиявшим на диверсионную тревожность, стала атака беспилотников на Москву 30 мая. Также второй квартал характеризовался терактом в Санкт-Петербурге, попыткой атаки на Кремль, покушением на политика, рейдом диверсантов и атаками дронов в различных регионах России.
На втором месте по степени тревожности оказался неудавшийся мятеж ЧВК «Вагнер». Хотя само выступление было оперативно пресечено, в соцсетях возникло множество конспирологических теорий, усиливающих тревогу.
Страх от пожаров и наводнений занял третье место в рейтинге тревоги. За ним последовали тревоги, связанные с украинским контрнаступлением, ростом ядерной угрозы, пищевыми и алкогольными отравлениями, вопросами призыва и мобилизации, нападениями бродячих собак, нашествием непарного шелкопряда и ущемлением российского спорта на международной арене.
Интересно, что второй квартал выявил некоторые отличия в отношении интернет-пользователей к тревожным темам. Наиболее активно обсуждался мятеж ЧВК «Вагнер», в 4,6 раза чаще, чем в СМИ. Удивительно, но второе место занял непарный шелкопряд, который стал героем многочисленных постов и комментариев.
Стоит отметить, что пожары и наводнения, хотя и являются актуальной темой СМИ, не вызывают такую же реакцию в интернете, что делает их «псевдотревожностью», передает «Коммерсантъ».