В сутки в России совершается 8 млн мошеннических звонков. Чаще всего злоумышленники используют различные психологические приемы, так называемые методы социальной инженерии, чтобы ввести человека в состояние стресса, в котором он перестает адекватно оценивать ситуацию и контролировать свои действия.
Обычно преступники звонят от имени сотрудников банка или правоохранительных органов, под разными предлогами направляют своих жертв в офисы кредитных организаций, чтобы они перевели деньги со своего счета на счет злоумышленников
В этом случае первыми, кто может помочь клиенту спастись от мошенников, являются сотрудники кредитной организации – они распознают, что человек находится под влиянием и убеждают его не действовать по указке звонящих. Иногда для «спасательной операции» привлекаются родственники потенциальный жертвы и правоохранители.
С начала 2023 года сотрудники Волго-Вятского банка Сбербанка таким образом сохранили клиентам более 270 млн рублей. При этом только в отделении Сбербанка в Марий Эл предотвращены попытки хищения денежных средств на 12 млн рублей.
В один из офисов Сбера в Йошкар-Оле за оформлением кредита на сумму 150 тысяч рублей обратилась клиентка. При оформлении кредитной заявки сотрудником офиса клиентке поступил звонок на телефон. Она ответила, что уже находится в банке и оформляет кредит. Сотрудник попросила показать телефон звонившего — номер начинался на 499. Сотрудник стал объяснять, что очень часто звонят преступники, представляясь сотрудниками безопасности банка, и просят оформить кредиты под различными предлогами. Женщина вначале слушала, а потом засобиралась и ушла. Сотрудники офиса отменили кредитную заявку и сообщили о данном факте сотрудникам безопасности банка. Сотрудники службы безопасности после неудачных попыток дозвониться до клиентки, совместно с сотрудниками полиции решили выехать к клиентке домой, где, пообщавшись с ней лично, рассказали о типичных сценариях поведения мошенников. В результате женщина осознала, что попала под влияние преступников, и поблагодарила сотрудников за отзывчивость и неравнодушие. Таким образом, усилиями сотрудников банка и правоохранительных органов клиентке удалось сберечь от мошенников 150 тысяч рублей.
Эксперты Управления безопасности Волго-Вятского банка Сбербанка напоминают правила цифровой грамотности.
Данные по карте (полный номер, срок действия, cvc/cvv-код), смс-пароли – это ваша личная информация. Если к вам обратились по телефону или через мессенджер и под различными предлогами пытаются узнать данные о вашей банковской карте, смс-пароли, другую персональную информацию, или же предлагают поучаствовать в спецоперации по задержанию преступников, оформить кредит или снять накопленные средства для последующего их зачисления на «резервный счет» – это явные признаки мошенничества. Прекратите общение, положите трубку, кем бы звонивший не представлялся: сотрудником службы безопасности банка, МВД, ФСБ или еще какого-либо ведомства.
Если информация, которую вам сообщили, вызывает сомнение или тревогу, обратитесь в ближайший офис банка или по номеру 900.
Василий Фукс, директор Управления безопасности Волго-Вятского банка Сбербанка:
«Сбер заботится о скорости, доступности и безопасности своих сервисов и услуг. Наша задача – минимизировать риски на всех уровнях для клиентов и защитить их от мошенников. В этой части важна работа банка по всем направлениям. Например, мы проводим лекции по финансовой и цифровой грамотности для школьников, пенсионеров, сотрудников различных организаций. Сотрудники офиса регулярно обучаются техникам диалога с людьми, находящимися под влиянием мошенников, чтобы вывести их из состояния стресса. Мы также помогаем правоохранительным органам в расследовании преступлений. Любое преступление в отношении банка и его клиентов всегда будет раскрыто, а виновные – привлечены к ответственности».
*Волго-Вятский банк Сбербанка обслуживает девять субъектов РФ – Нижегородская, Владимирская, Кировская области, Республики Татарстан, Чувашия, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Пермский край.