Беспилотные транспортные средства еще не получили широкого распространения на наших улицах, но испытательные экземпляры периодически встречаются на дорогах. Современные технологии пока далеки от совершенства, поэтому лучше избегать близости с беспилотниками, ведь происходят непредсказуемые ситуации.
Антон Палюлин, руководитель юридической фирмы «Палюлин и Партнеры», отметил, что вопросы ответственности в таких ситуациях регулирует действующее законодательство наряду с разрабатываемыми нормативными актами. Проект специальной правовой базы для беспилотных автомобилей был запланирован к введению в сентябре 2025 года, но принятие задерживается ввиду потребности в дальнейшей доработке документа.
Тем не менее, уже сейчас можно определить главные принципы установления виновной стороны. Основным ответственным лицом при ДТП с беспилотником признается владелец транспортного средства — как физлицо, так и организация, на которое транспортное средство зарегистрировано.
Эксперт ссылается на проект постановления Минтранса РФ, который фиксирует это положение. Однако владелец может освободиться от ответственности, если докажет наличие форс-мажорных обстоятельств или умышленные действия пострадавшего.
Если причиной аварии стали технические недостатки автомобиля, ответственность возлагается на производителя. Если же авария произошла из-за дефектов технического обслуживания, отвечать будет соответствующий сервис-центр или дилер.
Отдельный случай — аварии, вызванные сбоем в управлении автопилота, тогда виновным становится оператор удаленного контроля, отвечающий за эксплуатацию транспортного средства.
Процедура оформления таких ДТП имеет ряд особенностей:
- в отличие от стандартных аварий, оформить инцидент по упрощенной схеме (Европротокол) нельзя — обязательным условием является вмешательство сотрудников Госавтоинспекции.
- Страховые компании смогут получать доступ к параметрам движения беспилотника через специальное устройство («черный ящик»).
- Обязательное требование — постоянное обновление программного обеспечения автомобиля, иначе страховая компания может выдвинуть регрессивные претензии к владельцу.
Пока специализированный закон о беспилотных транспортных средствах не вступил в силу, судопроизводство в таких делах руководствуется общим Гражданским кодексом РФ и Правилами дорожного движения. В настоящий момент ясно, что владельцы беспилотных автомобилей принимают на себя повышенный риск, а страховые компании получают новый инструмент для возмещения убытков.
Если авария произошла из-за неисправности автоматической системы управления, пострадавший имеет право взыскать возмещение ущерба как с собственника беспилотника, так и с разработчика управляющей системы, что существенно повышает вероятность полной компенсации ущерба. Об этом пишет Тарантас Ньюс
Ранее ИА «Кулик» писал про то, что на сочинских пляжах тень сделали платной.