В журнале Molecular Ecology исследователи из Университета Копенгагена описали два ранее неизвестных вида ядовитых птиц: свистуна Шлегеля и красноголового свистуна.
Свистуны — не новый вид в науке. Однако до сих пор никто не знал, что эти птицы питаются ядовитыми насекомыми и накапливают токсины в своих перьях, в результате чего человек может отравиться при контакте со свистуном.
Исследователей больше интересовало то, как яд воздействует на клеточные мембраны. Они выявили, что батрахотоксин действует на натриевые ионные каналы так, что они не могут закрыться — это позволяет ионам натрия (Na+) проходить через них.
Поскольку каналы постоянно открыты, ионы не смогут мигрировать в клетку и из нее, что приведет к отсутствию разности потенциалов между обеими сторонами.
Без разности потенциалов не было бы электрических импульсов. Без этих импульсов сердце и дыхательные мышцы не работали бы. Мутации в генах, кодирующих натриевые каналы, связаны с устойчивостью к батрахотоксину.
Анализ генов ядовитых птиц показал, что все они имеют схожие мутации: белки натриевых каналов птиц плохо взаимодействуют с соответствующими токсинами, поэтому эти животные не подвержены их воздействию.