MBE: Ученые из KI доказали связь «болезни викингов» с неандертальцами

Ученые из Каролинского университета провели исследование, которое показало, что болезнь Дюпюитрена, также известная как «болезнь викингов», может быть связана с генами неандертальцев.

Это заболевание проявляется в нарушении мобильности пальцев, особенно безымянного и среднего. Биологи изучили генетическое происхождение болезни, используя данные почти восьми тысяч больных и 645 тысяч здоровых людей из нескольких коллекций биобанков.

Исследователи обнаружили 61 генетический вариант, связанный с болезнью Дюпюитрена, среди которых три имеют неандертальское происхождение. Это означает, что неандертальцы могут объяснять распространенность этого заболевания среди жителей Европы.

Ранее исследования уже показали, что люди из Африки к югу от Сахары не имеют большого родства с неандертальцами или денисовцами, которые жили в Европе и Азии более 42 тысяч лет назад. Наоборот, люди, родившиеся за пределами Африки, унаследовали до 2% своего генома от неандертальцев, а некоторые популяции в Азии имеют до 5% денисовских предков.

Опубликованное в журнале Molecular Biology and Evolution исследование показывает, что древние генетические варианты могут вносить вклад в характерные черты или заболевания, распространенные среди людей определенного происхождения. Выявленная связь между генами неандертальцев и болезнью Дюпюитрена может помочь в дальнейшем изучении причин и лечении этого заболевания.