На борьбу с лесными пожарами в Марий Эл идут не только профессионалы своего дела, но и те, кто просто любит свою родную землю.
На прошлой неделе, 19 августа, сотрудники ГУ МЧС России по Марий Эл сообщили о лесном пожаре на территории Куярского лесничества. Сначала возгорание находилось на контроле, однако ситуация стала стремительно ухудшаться. Лесной пожар перешел в сторону населенного пункта Сосновый Бор, поэтому его в срочном порядке опахали, а жителей экстренно эвакуировали. К слову, борьба с огнем ведется и по сей день.
Разговоры между жителями в первые часы случившегося были окутаны страхом. Обстановка в самой столице Марий Эл оставляла желать лучшего: Йошкар-Олу быстро накрыло тяжелым дымом, сквозь который было трудно дышать. Огнеборцы, вставшие на защиту территорий, сражались с очагами и днем, и ночью. Нужна была дополнительная сила. В этот же день, когда масштабы достигли критической отметки, а пожарные спасали от огня поселок Студенка, был объявлен набор добровольцев для борьбы с опасной стихией.
В первом потоке желающих помочь оказались Марсель и Мария Нигматуллины. Супруги из Йошкар-Олы узнали о беде из социальных сетей. Кулик пообщался с Марией и узнал, каково это – быть в первом потоке добровольцев-огнеборцев.
— Беда пришла внезапно – как ваша семья узнала о том, что случилось страшное?
Стало тревожно, когда узнали такие новости, начались переживания. Я помню 2010 год, хотя я тогда и не жила на постоянной основе в Йошкар-Оле, но приезжала к родителям. Как раз застала время, когда пожары были потушены, но я видела эту выжженную природу, все было черным. Это было потрясением для всей Марий Эл.
— Как вы пришли к решению действовать – совместно, или кто-то предложил, а второй поддержал идею?
Если я что-то задумала, то я это делаю. С мужем мы принимаем решения вместе и поддерживаем друг друга. Я увидела объявление о наборе первых добровольцев, которые отправятся на место уже ранним утром. Ночью мы были в раздумьях, потому что спланировать поездку не получалось.
— А в чем были основные трудности принятия решения?
Во времени. Мы не успевали бы отвести детей в детский сад, а просить родителей было рисковой идеей – мы боялись не получить поддержки. Однако ночью я все равно подготовила еду, одежду, как и было указано в сообщении. Решение накануне было принято – мы хотим поучаствовать вместе.
— Расскажи про ваш совместный первый день прибытия на место.
Сначала мы подошли к автобусу, где нас зарегистрировали. Уже на месте всех участников отправили получать ранцы, которые заполняются водой около 18-20 литров, чтобы опрыскивать водой участки. Только после этого автобус поехал глубже в лес, прям по песку. Нас сопровождали сотрудники МЧС, который дали весь необходимый инструктаж.
— Какие были обязанности?
Нашей задачей было поливать кромку – границу между нетронутой и сгоревшей землей. Также мы тушили активные возгорания, если они появлялись. Как только рюкзаки становились пустыми, к нам приезжали пожарные машины и заправляли.
— Какие первые трудности возникли на пути?
Был период, когда полностью закончилась вода и мы сели отдохнуть. Старались больше пить и умываться. На тот момент еще не было четких правил подготовки – маски не помогали, приходилось дышать гарью. Жгло глаза, не было очков, которые сейчас у добровольцев уже обязательны.
— А что насчет перекусов?
У нас был хороший обед и это очень приятно, что нас кормили. Когда мы ели, рядом с нами, буквально за спиной, загорелся лес. Это был самый большой огонь, который мы видели вблизи – рыжее пламя почти два метра в высоту, распространявшееся молниеносно.
В тот момент Марсель ушел с лопатой к открытому огню, что очень опасно. Было страшно тушить, так как идет жар от огня, воздух печет. Деревья могли упасть в любой момент, поэтому мы прислушивались к каждому треску. И волонтеры, и сотрудники МЧС вместе устраняли это возгорание. Помогла помощь пожарной машины, которая устранила в конечном итоге огонь.
— Еды хватало на всех?
Да, еды и воды хватало всем. Да и сейчас всего достаточно – чего не хватает, привозят обычные горожане, за что им большое спасибо. К тому же готовят многие рестораны и кафе города, что не может не радовать.
— А как атмосфера внутри коллектива? Ведь все незнакомы, но объединены одним делом.
Атмосфера между добровольцами очень дружеская. У нас даже есть отдельный чат. Ребята все отзывчивые – кажется, что только такие и ездят помогать.
— Как завершился этот важный для всех первый день?
Если честно, то мы очень устали, но силы откуда-то брались, когда мы видели огонь. Реально переживали. Надышались, конечно, в первый день, потому что никто не знал, как правильно себя вести. Для всех это был первый опыт. Переживали друг за друга. В конце дня болела голова и все тело. И в этот же первый день была жара плюс 37 градусов. Пока мы ехали домой, даже застряли в песке с автобусом.
— Как вы ездите с мужем на пожары? Это ежедневные выезды?
Мы с мужем теперь чередуемся в поездках – то он, то я. Мы не хотим, да и не можем ездить вместе, так как у нас двое маленьких детей, часто не знаешь, когда вернешься. Главное, что ездить одному не страшно, там всегда есть поддержка.
— Вы пересмотрели взгляды на экипировку?
Однозначно и основательно. Изменились и требования для последующих волонтеров. Мы после первого дня поняли, что надо менять тип одежды. За помощью обратились к моему отцу. У него попросили специальную плотную форму, на которой даже имеется дата выпуска – 1992 год. Отец выдал нам два респиратора, а Марселю еще и перепали огнеупорные ботинки.
— Знают ли дети, чем занимаются в эти непростые дни мама и папа, как реагируют в силу возраста?
Понимает только старший сын, ему всего четыре года. Он знает и рассказывает, что папа уехал тушить в лес пожар, мы ему все рассказываем. Он видит, как над городом летают вертолеты за водой и знает, куда и зачем он отправится дальше.
— Какие важные слова тебе хотелось бы сказать сейчас жителям Марий Эл и всем огнеборцам?
Хочу сказать всем — не нужно бояться оставаться в стороне. Не бойтесь оставаться равнодушными. Если есть возможность выехать хотя бы один раз – надо это сделать. Этот момент дает большой опыт в жизни.
В настоящее время на территории Республики Марий Эл продолжает действовать режим чрезвычайной ситуации. В результате слаженных действий участников тушения лесной пожар локализован.
Ранее Кулик сообщал, что в Марий Эл продолжается борьба с лесными пожарами в районе Соснового Бора, Шапа и Студенки.