Мало кто знает, но к осени 1941 года не только Москва ожидала врага у своих ворот. За столицей СССР территория всего Поволжья жила в напряжении, наблюдая за положением на фронте и готовясь к встрече с мощными полчищами Вермахта.
Сеть оборонительных сооружений, проходящая через все Поволжье, называлась Волжской оборонительной линией и была самым настоящим ключом к территориям на Урале. Задача данного рубежа – остановить войска Вермахта на подступах к Уральскому промышленному району и задержать врага на Казанском обводе, в который входили ТАССР, МАССР и ЧАССР.
Решение о строительстве Волжского оборонительного рубежа было принято Государственным комитетом обороны СССР после немецкого наступления под Москвой в середине октября 1941 года. Непосредственно в МАССР официальное строительство линии обороны началось 30 октября 1941 года, однако фактически его начали строить через 14-15 дней, т.е к середине ноября.
По данным исследователей А. Иванова и О. Кошкиной, на территории нашей республики строительство вело 11 Армейское Управление Наркомата обороны СССР, штаб которого находился в Казани. Длина рубежа обороны в МАССР составляла 100 км, а на выполнение работы давалось 30 суток.
В основном такая линия состояла из противотанковых рвов, эскарпов, окопов, отсеченных рвов, лесных завалов, командных пунктов, землянок и блиндажей. На территории нашего региона военно-полевое строительство велось в Горномарийском (ВПС №9) и Звениговском (ВПС №8) районах.
Горномарийское ВПС было разделено на четыре строительных участках, а по данным на 25 декабря 1941 года там трудились 22 216 человек и 2 308 конных подвод. Что касается Звениговского ВПС, то оно было разделено на три участка, а работали на них 9 931 человек и 910 лошадей. В большинстве случаев это были простые граждане, собранные со всех районов МАССР.
К сожалению, сложные погодные условия и сроки строительства заставляли людей трудиться без элементарной техники безопасности. Это влекло за собой гибель рабочих на производственных участках. Например, по данным спецсообщения НКВД Марийской АССР от 29 ноября 1941, 27 ноября 1941 года около 16 часов произошел обвал мерзлой земли, благодаря чему насмерть завалило двух человек – Митрофанову Марию (1915 г.р) и Короткову Ульяну (1917 г.р), а также ранило четырех человек.
Кроме того, работа в условиях поздней осени и ранней зимы продвигалась крайне медленно, из-за чего план строительства трижды менялся. В конце декабря для улучшения качества и объемов работ из Йошкар-Олы на ВПС были присланы 300 молодых людей 1925, 1926 и 1927 годов рождения, но даже с их помощью не удавалось выполнять установленные нормы.
Такие условия труда негативно влияли на рабочих, а некоторые из них пытались бежать. При строительстве Волжского оборонительного рубежа дезертировали 238 человек, но 160 из них вернулись обратно после показательных наказаний.
К январю 1942 года работы по строительству двух ВПС были завершены. Несмотря на ряд недочетов, работы были приняты с оценкой удовлетворительно. В строительстве Волжского оборонного рубежа приняли участие около 40 тысяч наших сограждан, некоторые из которых показали геройские результаты в условиях мокрой и грязной распутицы поздней осени и жгучих морозов ранней зимы.
Отрицать важность возводимого рубежа обороны нет смысла. Несмотря на то, что он простилался по глубокому тылу, его необходимость для фронта и для подготовки Поволжья к войне была очевидна.
Остатки тех сооружений до сих пор сохранились на территории Марий Эл в ее лесах и по берегам Волги. Сейчас они представляют собой заросшие ямы, ячейки, обвалившиеся окопы, и противотанковые рвы, которые отличить от природных оврагов сможет только опытный глаз. Тем не менее, ныне заросшие и прогнившие ДОТы, блиндажи и прочие укрепления – это пример мужества и стойкости нашего народа, который в жестких условиях готовился к войне и ждал врага не сложа руки.