«Коллумбайн» по-русски. Почему российские школьники начинают стрелять и как решить эту проблему?

Ситуация в Казани наглядно показала нам, что страшные бойни могут происходить не только в школе «Колумбайн» за океаном, но и в нашей стране, даже очень близко. Керчь, Казань, Пермь – это череда трагических событий, которые имеют очень много общего. Почему вчерашние одноклассники или одногруппники хватаются за оружие и устраивают расправу над всеми, кто оказался в нужное время в ненужном месте и как от этого уберечься? Мы попытались порассуждать об этом с преподавателями и учителями.

Ситуация в Казани наглядно показала нам, что страшные бойни могут происходить не только в школе «Колумбайн» за океаном, но и в нашей стране, даже очень близко. Керчь, Казань, Пермь – это череда трагических событий, которые имеют очень много общего. Почему вчерашние одноклассники или одногруппники хватаются за оружие и устраивают расправу над всеми, кто оказался в нужное время в ненужном месте и как от этого уберечься? Мы попытались порассуждать об этом с преподавателями и учителями.

Наверное, в самом начале важно договориться, что никакого конкретного решения в данном материале ни автору, ни читателю добиться не удастся. От жестокости не уберечься, но важно понять, что в нашей стране зародился жуткий феномен, с которым нужно бороться. Неоправданная жестокость не рождается сиюминутно, она копится и продумывается, это не спонтанное действие.

Большинство из респондентов, которых я опросил, уверены, что произошедшее в Казани и Перми – это последствия проблем, которые имеют корни, далеко уходящие в прошлое виновников, а не влияние компьютерных игр или случайное помутнение в сознании под воздействием гнева. Это мощный пробел в воспитании, помноженный на подростковый буллинг, травлю со стороны сверстников, отсутствие общения и воспитания, проблема, которая началась на ранних этапах и развилась до таких масштабов, что молодой человек начинает видеть ее решение в самом страшном поступке.

Евгения Карпова, преподаватель в МарГУ:

«Где-то что-то не объяснили, где-то чему-то не научили, не сложили какие-то моральные нормы, не рассказали еще в детстве, что нельзя даже детское оружие направлять на человека, нельзя избивать беззащитных, животных. Где-то этот момент был упущен и в человеке это накопилось».

Татьяна Золотова, преподаватель Маргу:

«Наверное, сумма факторов, надо детально рассматривать специалистам, общая напряженная ситуация в связи с пандемией, и, видимо, какая-то личностная предрасположенность к такого рода действиям, и ложное понимание героизма».

Мария Охотникова, учитель лицея №11 г. Йошкар-Олы:

«Я думаю, что самое глупое, что можно сделать в данной ситуации, ругать компьютерные игры и Интернет. От стигматизации психологических/психиатрических проблем и халатного отношения на местах до 10 минут (а то и меньше) на приём у психиатра, в том числе для выдачи разрешения на оружие. Причём, я думаю, как в ПНД, так и во многих частных клиниках так. Если вспомнить, как я проходила психиатра для получения водительского удостоверения или те же осмотры в военкомате там опрос минуты не занял, наверно».

Алевтина Лаврентьева, преподаватель МарГУ:

«Много причин. Насилие по отношению к молодым людям (и физическое, и моральное, эмоциональное) как со стороны родителей, так и со стороны сверстников, однокурсников. Проблемы в семье: непонимание, неприятие ребенка как формирующейся личности, гиперопека».

Мамаева Любовь, учитель школы №5 г. Котельнича:

«Все это копится в человеке. Он воспринимает какие-то оскорбления или проблемы как личную травму и потом уже тяжело вернуть такого ребенка в общество и как-то помочь ему. Наверное, главное в такой ситуации – выявить проблему как можно раньше».

Мнения сходятся: ужас накапливается годами, стрелки действуют по планам, разработанным основательно. Проблема в том, что вынашивание чудовищного поступка остается незамеченным среди близкого окружения виновников.

Наверняка, где-то всплывали нотки жестокости, случайные фразы о расправе, которые никто не воспринял всерьез. Сегодня в потоке огромного количества информации, проходящей мимо нас, жестокого контента в Сети и эпохи спецэффектов, современного человека становится сложнее удивить и спровоцировать к действиям.

Более того, среди молодого поколения присутствует ненужная романтизация преступников, оправдание их действий желанием общественного протеста, заявления о себе. Подобное мышление отражается в том, что после событий в Казани и Перми в Сети как грибы после дождя появляются ложные страницы стрелков, фан-сообщества, в которых, как правило, нет сострадания, скорби и анализа произошедшей ситуации, но присутствует глумление, смех и жестокость.

К сожалению, сообщения стрелков, их подготовка к бойням, планы, публичные заявления в Интернете кем-то были видны, но не были восприняты всерьез. В Казани прохожие видели подозрительного человека, который был одет нетипично и размахивал оружием, но никто не сообщил в полицию. В социальной сети «ВКонтакте» видели сообщение от пермского стрелка, но никто не отреагировал на него большим действием, чем просто поставить лайк и пролистать ленту дальше. Как защититься от этой ситуации или хотя бы стремиться к этому?

Евгения Карпова, преподаватель в МарГУ:

«Решение проблемы требует кардинального пересмотра системы охраны. Также надо пересмотреть систему выдачи справок о владении оружием, проводить аттестацию среди психиатров и психологов, которые смогут распознать проблему, переоборудовать систему тестов».

Татьяна Золотова, преподаватель в Маргу:

«Надо обращать внимание на такого рода высказывания, сразу предпринимать какие -то действия, тут все общество должно быть сознательно включено».

Мария Охотникова, учитель в лицее №11 г. Йошкар-Олы:

«Приём любого врача, особенно психиатра, не должен длиться 10 минут. А вот реакция молодых пользователей с созданием фан-страниц преступника, сбором средств на его адвоката, оправдания его действий — ужас. Даже не знаю, чем такое можно объяснить».

Мария Руленко, репетитор:

«Может быть, помощью может стать работа с психологом в школе, не номинальная, а действительно помощь детям в трудной ситуации, групповые тренинги какие-то. Может, если такие люди не будут проигнорированы обществом, родителями, то стрельба прекратится».

Универсального решения, которое позволит решить эту проблему нет. Наверное, здесь уместнее будет понять, как различать угрозу на стадии ее зарождения. Это не индивидуальная работа, а труд всего общества. Важно проявлять внимание и интересоваться проблемами своего близкого окружения, реагировать на странное поведение и никогда не оставаться равнодушными к подозрительным действиям.

Конечно, не стоит заваливать педагогов, родителей, спецслужбы или правоохранительные органы теориями заговоров, но важно не бояться сообщать им о своих подозрениях, разговаривать об этом.  Например, тревожными звонками могут быть: нездоровый интерес к террористической деятельности, резкие и регулярные высказывания, подразумевающие распространение жестокости и физической расправы, постоянное и агрессивное недовольство, проявление необоснованного интереса к возможностям использования оружия в террористических целях.

Кроме того, важно понимать, что наличие инструкций и устройства взрывных устройств, их компонентов, боеприпасов дома, а также соответствующей экипировки, оправдания действий террористов, – это не нормально и об этом ни в коем случае нельзя молчать. Мы не можем решить эту проблему сиюминутно и забыть про нее, но можем научиться видеть ее задатки, решать их, чтобы нашим детям в будущем не пришлось баррикадировать классы и аудитории партами и стульями.

Последние материалы