В 80 многоквартирных домах Йошкар-Олы выявлен повышенный расход тепла, связанный с проблемами регулировки внутренних систем теплопотребления.
Отопительный сезон 2020-2021 года практически завершен. Руководство филиала Марий Эл и Чувашии «ЭнергосбыТ Плюс» отмечает, что пройден он в целом успешно. Однако есть проблема, которую требуется устранить в течение лета, до начала следующего отопительного сезона.
Об этой проблеме сотрудники филиала поговорили с представителями городских управляющих компаний и товариществ собственников жилья, пригласив их на Йошкар-Олинскую ТЭЦ-2.
Разговор этот не первый: в течение сезона специалисты филиала ежемесячно выявляли дома, в которых расход тепла выше нормы, и давали рекомендации клиентам по устранению этого нарушения.
Однако теперь он прошел в формате общего обсуждения, с приглашением представителей администрации муниципалитета и Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл.
В чем конкретно проблема? В завышенных значениях температуры обратного теплоносителя. Станция подает потребителям теплоноситель – горячую воду – определенной температуры.
Проходя по трубам в многоквартирном доме, вода отдает часть тепла и на стадии возвращения на станцию должна иметь уже другую, более низкую температуру. Однако по 80 йошкар-олинским домам ситуация неправильная: обратная вода (так называется теплоноситель, возвращающийся на станцию) имеет завышенную температуру.
Почему так происходит? Причин может быть несколько. Например, в системе ГВС (горячего водоснабжения) дома отсутствуют регуляторы температуры, либо сама эта система разбалансирована.
Возможно, имеются перемычки, из-за которых вода циркулирует через ближайшие стояки или отопительные приборы, минуя дальние стояки. Еще одна причина в том, что горячая вода проходит по трубам слишком быстро и просто не успевает остыть до нужной температуры.
Перерасход теплоносителя фиксируется узлом учета. Соответственно жильцы такого дома платят за отопление больше, чем в доме, где расход воды соответствует норме. Также излишняя циркуляция и завышенная температура возвращаемого на источник теплоносителя приводят к снижению эффективности работы ТЭЦ и росту потерь тепловой энергии – причем на всех этапах, от выработки тепла на станции до транспортировки его к потребителю и обратно.
Наконец, существует еще и риск травмирования людей: из смесителя в ванной или на кухне бежит слишком горячая вода.
На сегодняшний день большая часть йошкар-олинских многоквартирных домов, находящихся в зоне ответственности филиала АО «Энергосбыт Плюс», оборудована современной системой автоматизированного сбора информации, узлами учета, которые фиксируют данные в реальном времени. То есть выявить нарушение не составляет труда.
А завышенное значение обратной воды – это нарушение не только техническое, но и с точки зрения закона. Температурные значения теплоносителя определены российским законодательством, и это еще один весомый повод их соблюдать.
Ответственность за качественное теплоснабжение в границах многоквартирного дома несет не поставщик тепла, а управляющая компания. В Йошкар-Оле такое нарушение зафиксировано в 80 домах. Для примера, в Чебоксарах их свыше 300, а в Новочебоксарске – более ста.
Все не соблюдающие режим теплоснабжения УК и ТСЖ уведомлены о необходимости устранить причины этого нарушения. Они обязаны соблюдать правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок и поддерживать постоянное соответствие возвращаемого теплоносителя утвержденному температурному графику.
Специалисты филиала АО «Энергосбыт Плюс» регулярно обследуют тепловые пункты и внутренние системы многоквартирных домов и других объектов. Вместе с представителями управляющих организаций они определяют причины завышения обратной воды, проводят корректировку дроссельных диафрагм и ревизию регулирующей арматуры. УК получают рекомендации по устранению нарушений.
Если же управляющая организация не предпринимает меры для снижения температуры обратной воды, компания вынуждена обращаться в надзорные органы – государственную жилищную инспекцию, Ростехнадзор, суд, которые обладают полномочиями убедить нарушителя выполнить требования законодательства.
Обо всем этом еще раз было сказано на встрече руководства «ЭнергосбыТ Плюс» с представителями УК и ТСЖ. Как отметил директор филиала Вячеслав Зданович, до наступления следующего отопительного периода проблема должна быть устранена. Управляющие организации, чьи дома не будут готовы к сезону, включая ситуацию с температурой обратной воды, не смогут получить паспорт готовности и войти в отопительный сезон.
Со своей стороны специалисты филиала готовы помочь всем, чем возможно: определить конкретную причину завышенной температуры «обратки», дать рекомендации по ее устранению, проконтролировать этот процесс.
Сами жители домов тоже не должны оставаться в стороне. Нарушение режима отопления отражается на их кошельке. У жильцов есть право участвовать в содержании общедомового имущества, знать о его состоянии, требовать от управляющей компании его надлежащей эксплуатации и обслуживания, включая установку регуляторов температуры горячего водоснабжения, выполнения ремонта трубопроводов, оборудования теплового пункта и систем регулирования и учета тепловой энергии.