В 2024 году глобальный уровень внедрения искусственного интеллекта в бизнесе вырос с 55 до 72% (сообщает «Коммерсант»). Чаще всего такие технологии используют в маркетинге и продажах, при разработке продуктов и в ИТ-отрасли.
Мы поговорили с Сергеем Алимовым, заместителем председателя Волго-Вятского банка Сбербанка, о цифровой трансформации бизнеса корпоративных клиентов в Приволжье и ее перспективах.
Сергей Альбертович, расскажите, пожалуйста, почему цифровая трансформация играет такую важную роль для современного бизнеса?
Клиенты Волго-Вятского банка Сбербанка – это более 360 тыс. юридических лиц. Со многими мы работаем много лет, вместе проходим все этапы развития компании: от малого в средний бизнес, а потом и в крупнейший. Наравне с финансированием в последние годы набирают популярность нефинансовые сервисы. Одним из самых востребованных нефинансовых сервисов является цифровая трансформация, который как сервис есть только у Сбера. Сейчас банк активно делится своим опытом – как собственным, так и опытом своих клиентов из разных отраслей.
Трансформация повышает эффективность бизнеса, улучшая клиентский опыт и оптимизируя затраты. Технологии развиваются быстро, и те компании, которые эффективно используют их потенциал, будут иметь конкурентное преимущество. Мы видим это на примере компаний, которые провели цифровую трансформацию со Сбером – они растут в среднем на 40% в год быстрее.
Как Сбер сам использует эти технологии?
Сбер постоянно находится в трансформации. В банке создавали IT-инфраструктуру и платформы, совершенствовали работу с данными, реинжинирили процессы и внедряли искусственный интеллект.
Сегодня в 85% процессов Сбера внедрен искусственный интеллект, в прошлом году это было на уровне 75%. Использование искусственного интеллекта стало неотъемлемой частью нашей стратегии. С каждым годом мы внедряем ИИ все в бОльшее количество продуктов и сервисов.
Мы используем ИИ повсеместно. В кредитовании, например, когда срок выдачи кредита сокращается с нескольких недель до нескольких минут. Искусственный интеллект меняет наши процессы также в персональных предложениях клиентам, сервисных коммуникациях, оптимизации процессов, предсказании темы обращения, моделях оттока и ценообразовании.
А какие конкретные преимущества получает бизнес от цифровой трансформации?
Преимуществ много. Во-первых, автоматизация рутинных процессов позволяет сократить затраты времени и ресурсов. Например, внедрение CRM-систем помогает лучше управлять взаимоотношениями с клиентами, а использование аналитических инструментов дает возможность принимать более обоснованные решения на основе данных.
Во-вторых, цифровая трансформация улучшает клиентский опыт. С помощью мобильных приложений, чат-ботов и других цифровых решений клиенты компаний могут получать услуги быстрее и удобнее. Это повышает их лояльность и увеличивает вероятность повторных покупок.
Наконец, цифровая трансформация способствует повышению гибкости и адаптивности бизнеса. Компании становятся более устойчивыми к изменениям рынка и способны быстро реагировать на новые вызовы.
CSI 90% — такую высокую оценку мы получаем от наших клиентов, что говорит об актуальности и своевременности этого подхода.
Можете рассказать на примере своих клиентов, как цифровая трансформации помогает компаниям?
Более 260 компаний Приволжья успешно проходят процесс цифровой трансформации совместно с нами. Почти 40% из них принадлежат к таким отраслям промышленности, как пищевая, химическая, нефтегазовая, лесная и металлургическая. Следом идет строительная сфера, составляющая около четверти всех проектов, а на третьем месте – сектор торговли и услуг, занимающий 17%.
Основные задачи для ИИ: автоматизация рутинных операций, а также аналитика и прогнозирование. Например, в транспортной и логистической сфере цифровые решения помогают выбирать кратчайшие маршруты, управлять автопарком и прогнозировать транспортные потоки. На производственных площадках видеоаналитика и компьютерное зрение контролируют качество продукции и безопасность сотрудников. Цифровые двойники имитируют реальные процессы для оптимизации работы. Чат-боты и голосовые помощники автоматизируют обслуживание клиентов, улучшая сервис. Все эти решения повышают эффективность, сокращают расходы и улучшают качество услуг.
Искусственный интеллект значительно упрощает документооборот. Один из ярких примеров – наша работа с отечественной ИТ-компанией Directum, которая является лидером в разработке корпоративных систем управления бизнес-процессами и документами. Directum внедрил в свои продукты GigaChat, который эффективно справляется с задачами суммаризации и генерации контента, помогает создавать служебные записки и другие документы, полностью соответствующие законодательным требованиям. Это позволило сократить время подготовки документов с 20 до 7 минут, на 60% уменьшить объём рутинной работы с документами и до 95% снизить количество опечаток и грамматических ошибок.
Нижегородская компания «ВКТ», крупный дистрибьютор продуктов питания, обслуживающий более 13 тысяч клиентов ежедневно, совместно с нами разработала и внедрила B2B-платформу для сопровождения торговых точек. Платформа позволяет принимать заказы онлайн и обеспечивает быструю поддержку клиентов, тем самым решив проблему обслуживания магазинов в труднодоступных регионах. Уже 20% торговых точек используют приложение, и их число растет. Внедрение платформы позволило сократить расходы на горюче-смазочные материалы и зарплату на 6%.
А федеральный девелопер «Унистрой» из Казани разработал платформу, создающую виртуальных консультантов на базе загружаемых документов и взаимодействия с LLM-моделями – программой, которая понимает человеческий язык и генерирует на нём тексты. Эта система значительно ускоряет поиск информации, уменьшая среднее время ответа с 15 минут до всего лишь одной. Виртуальный ассистент интегрирован в работу сотрудников, работающих с договорами, и может обучаться дальше посредством загрузки новых документов и сценариев.
Какой подход Сбер предлагает корпоративным клиентам для успешного запуска цифровой трансформации?
Большинство наших корпоративных клиентов задумываются о цифровой трансформации. Но многие из них просто не знают с чего начать. Для нас же цифровая трансформация стала отдельным сервисом.
Для начала, требуется выяснить, что для каждой конкретной компании значит цифровая трансформация: снижение затрат, оптимизация процессов, переход в цифровые каналы, запуск цифровых продуктов или что-то еще.
Поэтому мы прежде всего помогаем компаниям определиться со стратегическими целями, а потом переходим к выбору и внедрению решений. У нас даже появилась такая роль как «менеджер по успеху клиента», которая сконцентрирована не на продаже продуктов, а на росте бизнеса клиента.
Мы стремимся стать для клиентов не просто банком, а партнером по развитию, особенно когда речь идет о цифровой трансформации. Вместе мы создаем будущее, где цифровые технологии обеспечивают не только устойчивость и процветание бизнеса, но и развитие отраслей, в целом.
Реклама. ПАО Сбербанк. ИНН 7707083893. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015 г.