В филиале Марий Эл и Чувашии АО «ЭнергосбыТ Плюс» ответили на вопросы горожан, связанные с появлением новой строки и изменением сумм в квитанциях для жителей 35 йошкар-олинских домов.
Эти многоквартирные дома расположены на улицах Садовой, Прохорова, Зеленой, Баумана, Анциферова, Красноармейской, Подольских курсантов, Й. Кырли, Строителей, Димитрова. В полученных горожанами квитанциях на оплату теплоснабжения добавилась строка: «Оплата установки ОДПУ (общедомовой прибор учета) тепловой энергии».
Для чего он нужен и почему цифры в платежках стали другими, объяснил Алексей Рожков – заместитель директора по техническим вопросам филиала Марий Эл и Чувашии АО «ЭнергосбыТ Плюс», представляющий ресурсоснабжающую компанию.
— В прошлом году в этих домах нашей компанией были установлены приборы учета. Их установка – требование федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении». Еще в 2009 году обязанность оснастить дом счетчиками была возложена на собственников квартир. С 2012 года такая задача законодательно была поставлена уже перед УК. Однако ни гражданами, ни жилищными организациями это в большинстве своем сделано не было.
С 2018-19 годов установку ОДПУ обязали проводить ресурсоснабжающие организации. Мы эту работу выполнили. Что касается расходов по установке приборов, то, по закону, они возлагаются на собственников квартир.
— Для многих владельцев квартир новая строчка в квитанции стала полной неожиданностью. Они не знали, что в доме установлены ОДПУ.
— Сообщить жителям об установке приборов учета обязаны были УК и ТСЖ. Справились с этим не все. Мы со своей стороны оповещали граждан: были объявления у подъездов, информация на оборотной стороне квитанций.
— Многие из домов, где появились ОДПУ, были построены десятки лет назад. В таком жилом фонде закон позволяет устанавливать приборы учета?
— Наличие/отсутствие технической возможности установки ОДПУ определено законодательно. Все дома предварительно прошли обследование. Положительные решения были приняты по зданиям, в которых не было выявлено ограничений для монтажа оборудования.
— Теоретически все понятно. А на практике – как начисляется плата? Почему в разных домах в квитанциях указаны разные суммы?
— Общедомовые приборы учета стоят по-разному – от 200 тысяч рублей и выше. В некоторых домах существующей схемой теплоснабжения предусмотрено два ввода тепловой сети, соответственно было установлено два прибора. Информация о стоимости размещается на квитанциях. Если житель дома не готов на разовый крупный платеж, то счет за прибор делится – на 1/60 часть от общей суммы. Это рассрочка платежа на пять лет.
Есть и другие варианты. Можно внести оплату в течение шести месяцев, одного года, трех лет. Для этого нужно обратиться в компанию «Т Плюс», и будет сделан перерасчет.
— А за должников, тех, кто годами копит счета, тоже платить придется?
— Нет, эта сумма не распределяется между другими жильцами. Ресурсоснабжающая организация будет решать вопрос лично с неплательщиком.
— После установки счетчиков у многих выросли суммы за отопление и горячее водоснабжение. Жителей это не радует.
— До установки приборов горожане оплачивали услуги по нормативу и не задумывались, сколько тепла потребляет их дом по факту и куда оно идет. А ведь ветхие трубы внутри дома или постоянный сквозняк на лестничных площадках – это тоже расход тепла, и за него приходится платить. Счетчик лишь отражает реальное потребление тепла домом. Не более того. Установка ОДПУ в домах сейчас действительно выявила здания, в которых фактическая плата за отопление по показаниям счетчика оказалась выше норматива. С другой стороны, мы видим и немало домов, где ситуация с платежами по приборам складывается прямо противоположная – горожане экономят.
— Так что же делать жильцам?
— Менять культуру потребления теплоресурсов, требовать от управляющей компании качественной подготовки дома к отопительному периоду. Ведь потребление тепла зависит не только от температуры воздуха на улице. Большое значение имеет общее состояние дома. И здесь важную роль играет отношение самих жильцов. В первую очередь, рациональное использование: например, вовремя закрывать кран горячей воды, чтобы она не лилась впустую, следить за состоянием подъездной двери, чтобы она не была распахнута сутки напролет, целостностью окон на лестничных площадках и так далее. И, что очень важно, внимательнее относится к работе своей УК. Сложно экономить, если в доме не проведена необходимая работа на теплопотребляющих установках, отсутствует изоляция на трубах или есть трещины в стенах. У жильцов есть законное право требовать от жилищной организации порядка в доме, и они должны им пользоваться.
Я напомню, что прибор учета фиксирует объем тепла, потребленный домом в целом. Из этого объема вычитается расход на горячее водоснабжение, который считается по установленным в квартирах индивидуальным приборам учета, а при их отсутствии – по нормативу с учетом повышающих коэффициентов. Также вычитается расход на отопление – он распределяется в соответствии с площадью всех жилых и нежилых помещений дома. Остаток идет на общедомовые нужды, и его-то и оплачивают жильцы. И в их силах (и в интересах!) эти расходы сократить.
— А разве не ресурсоснабжающие организации ответственны за тепло в домах?
— Ресурсоснабжающая организация несет ответственность за доставку ресурса нужного качества до границы балансовой принадлежности. То есть до стены дома. За использование этого ресурса в здании уже отвечает обслуживающая организация – УК, ТСЖ, ТСН. К ним в первую очередь и стоит адресовать вопросы по качеству теплоснабжения и расходу тепла.
Подробный перечень домов, оборудованных новыми приборами, размещен на сайте https://www.tplusgroup.ru/org/mari-el/clients/teplo/.