Сейчас практически никто не измеряет результаты SEO-продвижения в позициях по определенным запросам. Основной критерий — рост органического трафика из Яндекс и Google, но всегда ли это объективный показатель?
Поисковый трафик можно разделить на четыре основные категории:
- Брендовый трафик — сюда относятся переходы по запросам, которые связаны с названием компании, адресом сайта, номерами телефонов, почтой, адресом и т.д. На этот трафик SEO-специалисты практически никак не влияют. Исключение — монобрендовые интернет-магазины.
- Коммерческий трафик — это переходы по запросам, которые явно указывают на желание посетителя сайта приобрести товар или услугу. Самый простые указатели на такие запросы — слова формата «купить», «заказать» и т.д. Сейчас поисковые системы хорошо умеют отличать коммерческую направленность страницы, и в большинстве случаев коммерческим можно считать весь трафик на страницы товаров, услуг и категорий.
- Информационный трафик — переходы по запросам «как выбрать собаку», «из какого материала строить дом», «симптомы ангины» и т.д. В эту категорию относятся запросы, которые предполагают желание пользователя узнать какую-то информацию по теме без явно выраженной потребности в покупке.
- Нерелевантный трафик — даже на самые выверенные сайты время от времени приходят люди по очень странным запросам. Обычно таких переходов насчитывается до 1-3% от общей массы. Но иногда недобросовестные подрядчики накручивают показатели за счет ниш с низкой конкуренцией.
Какой трафик идет бизнесу на пользу?
Брендовый, коммерческий и информационный трафик обычно улучшают продажи. Но здесь есть нюансы. Брендовый трафик не может считаться показателем эффективности работы SEO-специалистов. Нормой здесь будет от 10 до 30 процентов от общего числа переходов из поисковых систем. Исключение — монобрендовые магазины одежды, техники и т.д. Здесь почти весь трафик может быть связан с брендом, и это будет нормально.
Основной показатель работы SEO на бизнес-проектах — коммерческий трафик. Его тяжелее всего получить, и он приносит больше всего продаж.
Самый сложный для оценки — информационный трафик. У нас есть проекты, которые существенно увеличили поток заявок за счет такого трафика. Если брать статистику в среднем, то конверсия в заявку из информационного трафика в 2-5 раз ниже, чем из коммерческого. Т.е. если по коммерческому разделу норма конверсии у вашего сайта — 1.5-2% (для сайтов услуг), то по информационным статьям этот показатель может быть на уровне 0,1-0.5%. Для интернет-магазинов показатели конверсии — около 0.5% для коммерческого трафика и в 5-10 раз ниже для информационного.
Как оценивать работу SEO-специалистов
Коммерческий трафик в 99% случаев можно смело записывать в плюс сеошникам. С информационным сложнее — здесь стоит уделить время настройке аналитики и делать привязку к росту обращений с сайта. Если сайт параллельно с ростом информационного трафика приносит все больше заказов — значит всё отлично. Если же количество заказов не растет, а местами даже уменьшается — это повод разобраться в ситуации.
Брендовый и нерелевантный трафик при оценке эффективности лучше выносить за скобки.