На деловом завтраке Сбера обсудили стратегию модернизации страны

Деловой завтрак Сбера на Петербургском международном экономическом форуме был посвящен вопросам перезагрузки стратегии модернизации в российской экономике.

Деловой завтрак Сбера на Петербургском международном экономическом форуме был посвящен вопросам перезагрузки стратегии модернизации в российской экономике.

Деловой завтрак – одно из традиционных мероприятий Сбера на Петербургском международном экономическом форуме. Сегодня ведущие российские эксперты обсуждали социальные и экономические задачи, которые являются центральными в новой стратегии правительства РФ.

Открывая диалог, его модератор – президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф отметил, что основные вопросы для обсуждения сформированы на основе опроса российских предпринимателей, проведенного здесь же, на форуме. В январе прошлого года в России начало работу новое правительство. Основной задачей для него стала модернизация экономики и социальной сферы. И несмотря на коронавирус, который предпринял атаку практически в то же самое время, за полтора года было сделано немало.

Что именно сделано? И что впереди? Об этом говорили спикеры, в числе которых – ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Мау, заместитель председателя правительства – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, министр труда и социальной защиты Антон Котяков, министр финансов Антон Силуанов, министр экономики Максим Решетников, заместители председателя правительства Марат Хуснуллин и Дмитрий Чернышенко.

Проведенные опросы жителей России показывают, что больше всего их тревожат вопросы здоровья и доходов, рост социальной несправедливости и неравенства, недоступность некоторых товаров из-за их чересчур высокой стоимости, боязнь отказа в бесплатной медицинской помощи и плохое качество медицинских услуг.

Представители бизнеса говорят о таких проблемах как коррупция, низкий уровень благосостояния, чрезмерный контроль со стороны надзорных органов, монополизация рынков, политическая ситуация в стране и мире, санкции.

Очертив таким образом круг актуальных проблем, Герман Греф задал вопрос: что меняется в стране для их решения?

По мнению ректора РАНХиГС Владимир Мау, ключевая задача, стоящая сейчас перед экономистами, состоит в снятии ощущения неопределенности, возникшего в обществе из-за того, что технологические приоритеты изменяются с невиданной прежде скоростью. Это влияет на готовность делать инвестиции – как вкладывать деньги на долгий срок, когда ситуация меняется прямо на глазах?

В такой обстановке естественно возрастает роль государства. Оно берет на себя новые функции, к примеру, становясь инвестором, вкладывая средства в первую очередь в социальную сферу, транспорт и развитие цифровой инфраструктуры.

Именно в этот момент впервые за завтраком прозвучало слово клиентоцентричность. Вчера на сессии Сбера его произнес помощник президента РФ Максим Орешкин, объяснив, какой смысл сегодня вкладывается в это понятие. Много говорили об этом и сегодня. Клиентоцентричность предполагает обязательный диалог между человеком и властью. Это процесс с постоянной обратной связью. Человек – не объект, а главная цель деятельности правительства, которое должно реагировать на его запросы и решать его проблемы.

Именно с этой целью напрямую связана ведущаяся в стране цифровизация. О конкретных примерах рассказал министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Идет модернизация центров занятости во всех регионах страны. Задача – создать единый рынок труда и получить возможность обеспечить конкретного человека работой в своем или другом регионе.

Проведенный анализ клиентов центров занятости показал, что 60% состоящих на учете как безработные граждан не имеют специальных навыков, у многих нет ни высшего, ни среднего профессионального образования. Поэтому центры занятости должны не просто искать работу таким людям, но и обучать их, давать новые навыки, которые повысят их привлекательность на рынке труда.

Сейчас доступны больше тысячи специальностей, которым можно бесплатно обучиться, причем как традиционным способом, так и дистанционно.

Что касается онлайн-возможностей, для многих процедур, связанных с получением социальной помощи, уже не требуется сбор справок. Они предоставляются по онлайн-заявлению либо после наступления соответствующей ситуации. Например, материнский капитал начисляется после рождения второго и последующих детей, матери не нужно самой этим заниматься.

Министр здравоохранения Михаил Мурашко описал назначение цифрового профиля пациента. Он показывает специалистам, что происходит с человеком на каждом жизненном этапе: когда формируется здоровье, когда оно сохраняется и выявляются проблемы и когда уже требуется поддержка здоровья в пожилом возрасте.

В июле этого года стартует очередная массовая диспансеризация населения. Сейчас формируются списки переболевших коронавирусом людей, которых требуется обследовать в первую очередь.

«Мы переходим от понятья здорового образа жизни к формированию общественного здоровья, – сказал Мурашко. – Нужно не просто предлагать людям здоровый образ жизни, а подталкивать их к нему». Примером может служить масштабная работа по повышению числа людей, отказавшихся от курения.

Основные тенденции проводимой в стране цифровизации охарактеризовал заместитель председателя правительства по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта Дмитрий Чернышенко. Он напомнил о поставленной президентом Владимиром Путиным пятой стратегической цели развития – цифровой трансформации. 97% домохозяйств в стране должны иметь доступ к широкополосному интернету. 95% всех сервисов должны быть доступны онлайн. То есть государства в принципе должно стать цифровым и работать так, чтобы любой гражданин не встречал никаких препятствий при получении госуслуги.

«Миссия правительства – повышение качества жизни каждого человека. Это и есть клиентоцентричность», – резюмировал Чернышенко. Сейчас члены правительства постоянно, практически в режиме реального времени получают обратную связь от граждан – не только в виде результатов опросов, но и по поисковым запросам в интернете, обращениям в социальных сетях, прямой реакции людей на действия правительства. Таким образом, появилось достаточно данных для принятия оперативных грамотных решений, на которые прежде уходили чуть ли не годы.