Современные фермеры продают свои товары не только сетям или за прилавком, но и в интернете, рассказал для ИА МедиаПоток исполнительный директор Марийской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Антон Целищев.
Этот метод продаж ежегодно становится все более популярным и набирает обороты. Согласно прогнозам Россельхозбанка, к концу 2023 года сумма продаж фермерской продукции в интернете достигнет 50 миллиардов рублей. А до 2025 года, примерно 30% всех проданных фермерских товаров в России будут предлагаться на онлайн-платформах в категориях «зеленая», «органическая» и «эко».
Так фермер Моркинского района, Сергей Григорьев, рассматривает перспективы онлайн-продаж сельхозпродуктов, при условии их дополнительной переработки. Его хозяйство уже оснащено линиями вакуумации, благодаря чему овощи упаковываются в герметичные пакеты.
Это позволяет продавать прошедшие предварительную обработку овощи в кафе, гостиницы и на онлайн-платформах, включая KazanExpress. Так покупатели получают чистые и нарезанные свежие овощи, готовые к употреблению.
Однако, Роман Гордеев, менеджер по испытаниям в компании «Поиск», занимающейся селекцией, производством и оптовой продажей семян и посадочного материала, не разделяет оптимизма касательно онлайн-продаж. Он считает, что интернет не позволяет выявлять реальные потребности покупателей.
Введение антироссийских санкций привело к серьезному повышению цен на зарубежные семена моркови. В то же время, отечественный сорт «Шантенэ Королевская» не получает должного внимания со стороны многих фермеров, несмотря на значительные преимущества перед зарубежным аналогом.
Этот сорт лучше прорастает в тяжелых глинистых почвах европейской части России и дает урожай за 90-110 дней. При этом, отечественные семена стоят вдвое дешевле зарубежных аналогов.
Несмотря на то, что информацию о национальных семенах можно найти на сайте, в этом случае фермер рискует остаться не вполне информированным о товаре, который в конкретном случае может оказаться неподходящим. В сравнении, традиционные продажи позволяют продавцу указать на характеристики и проверить почву, погодные условия и другие важные параметры.
Однако, предприниматель Алексей Попёнов считает, что онлайн-продажи фермерской продукции в небольших городах, включая Йошкар-Олу, несостоятельны из-за низкого спроса и дополнительных затрат на доставку. Это подтверждено закрытием интернет-магазина Сернурского сырзавода, который проработал всего около года.
Общепринятый мнение о том, что торговля онлайн выгоднее, чем в обычном магазине, ошибочно. Во-первых, фермерские продукты обычно стоят дороже, потому что более экологичны. Во-вторых, эти продукты нужно не только доставить со склада в магазин, но и дополнительно тратиться на доставку покупателям по их адресам.
В настоящее время онлайн-продажи продуктов питания, в том числе фермерских, набирают обороты, особенно в крупных городах. При этом, основными покупателями продуктов фермеров являются обеспеченные люди в возрасте от 25 до 40 лет.
В Петербурге и Москве средний чек заказов категории «Овощи, фрукты и орехи» в сервисе доставки еды «Перекресток» в 2022 году вырос на 5%, а количество заказов свежих овощей увеличилось в 1,8 раз относительно 2021 года.
Тем не менее, со временем покупка продуктов фермеров в онлайн-магазинах может стать привычной и для жителей малых городов, как это произошло со свежими овощами. Главным доводом в пользу онлайн-покупки продуктов может стать экономия времени для покупателя.