Из деревни в микрорайон: что стало с Гомзово?

Издание «Кулик» продолжает серию исторических публикаций, посвященных деревням, которые легли в основу современной Йошкар-Олы. Сегодня мы отправимся на северо-запад марийской столицы, чтобы узнать, какие корни имеет современный спальный микрорайон «Гомзово»?

Издание «Кулик» продолжает серию исторических публикаций, посвященных деревням, которые легли в основу современной Йошкар-Олы. Сегодня мы отправимся на северо-запад марийской столицы, чтобы узнать, какие корни имеет современный спальный микрорайон «Гомзово»?

Во времена Царевококшайска деревня Гомзово являлась одной из самых отдаленных от крепости и уютно расположилась в 2,5 км к северо-западу от исторического центра.  Кстати, населенный пункт соседствовал с деревней Мышино, которая на сегодняшний день также поглощена Йошкар-Олой, оставив за собой одноименную улицу.

Изначально это был починок Гомзеев, заложенный в 17 веке первыми поселенцами. Лингвисты связывают название Гомзово с одним из основателей населенного пункта Гомзой, однако точных упоминаний и доказательств существования данной личности не обнаружено.

Деревня встречается в исторических источниках под несколькими названиями: Гузнищево, Гомзеев, а также Кутансола или «задняя часть». Последнее обозначение придумали мари, намекая на отдаленность населенного пункта от крепости.

В 1646 в починке Гомзеев насчитывалось всего два крестьянских двора, в которых жили пять мужчин и два бобылевских двора, в которых жили четыре мужчины. В 1647 году он был пожалован царем Алексеем Михайловичем в числе других деревень Дворцовой волости окольничему князю Владимиру Ромодановскому, однако после его смерти в 1649 году возвращен в родную волость.

К 1723 году в Гомзово имелось семь дворов, а к 1763 году, по данным третьей ревизии, здесь уже проживали 48 мужчин и 68 женщин. В 1795 году деревня серьезно разрослась, имея 26 дворов, а к 1859 году их количество увеличилось до 37, в которых проживали 236 человек: 119 мужчин и 117 женщин.

Местные крестьяне трудились на землях, расположенных в районах речек Шая, Юж и Ошла, а также около Малой Кокшаги. Однако более половины здешних территорий находились на болотистых местах. Сама деревня и ее жители относились к приходу Воскресенского собора Царевококшайска и славились в основном кустарными промыслами. Среди женщин было распространено ткание холстов, а среди мужчин – рубка и распилка леса, сооружение саней и телег.

В 1911 году в Гомзове проживали 165 человек, однако обладали правом голоса всего 46 домохозяев. На момент революции в 1917 году деревня относилась к Вараксинской волости и здесь насчитывалось 53 двора, в которых жили 173 мужчины и 194 женщины. Спустя год местные жители трудились на двух кожевенных заводах Чулковых, Гомзовской трудовой артеле, а также учились в школе первой ступени.

В 1920 году была образована Марийская автономная область, в связи с чем деревня Гомзово вошла в состав Коряковского района Краснококшайского кантона. Спустя четыре года здесь была основана кооперативная артель «1 Мая», а в 1931 году – колхоз. Кстати, в годы НЭПа в Гомзово была разрешена предпринимательская деятельность, чем могла похвастаться далеко не каждая деревня.

В годы Великой Отечественной войны Гомзово продолжала существовать, отправив на фронт 45 местных жителей, а в начале 1950-х населенный пункт начал жить новой жизнью, превратившись из колхоза «1 Мая» в Медведевский сельсовет «Новая жизнь». Свою трехвековую жизнь деревня завершила 5 августа 1963 года.

Именно в этот день Указом Верховного Совета РСФСР деревня Гомзово вошла в черту Йошкар-Олы, а 25 сентября населенный пункт был переименован в улицу Гомзово. Правда, интенсивного строительства здесь не было до 70-х годов, поэтому старожилы еще помнят частые дома растворяющейся в местной истории.

Сегодня на месте деревни находится спальный микрорайон «Гомзово». Вместо деревенских улочек протянулась широкая улица Красноармейская, а поля крестьян расчертили ровной сеткой улицы Подольских Курсантов, Анциферова и Транспортная. Надо сказать, что Гомзово повезло больше, чем деревням Пахомово или Лапшино, т.к ее следы до сих пор видны в виде улиц Ладыгина и Ползунова.

Последние материалы